Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Можно ли доверять ювелирам?
Всего ответов: 217

Отзыв


РЕМОНТ и РЕСТАВРАЦИЯ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

  Для того, чтобы ремонтировать драгоценности, надо обладать большим и всесторонним
профессиональным опытом: знать механические свойства металлов, полудрагоценных и драгоценных
камней, различных вспомогательных материалов, владеть приемами работы с соответствующими
инструментами и приспособлениями, знать также и характерный стиль, особенно когда речь идет о
ремонте антикварных драгоценностей. Ремонт драгоценностей - это очень ответственная работа,
поскольку ювелир, как правило, имеет дело с ценными вещами, никогда или никем незаменимыми.
При каждом ремонте необходимо заботиться о том, чтобы отремонтированный предмет сохранил свой
прежний вид и прочность и чтобы он как можно меньше отличался от первоначального замысла.   
Перед ремонтом необходимо каждый драгоценный предмет тщательно вымыть, выяснить, из какого
металла он сделан, какова егО проба и какие камни в нем закреплены. Такая подготовка
позволяет выявить дефекты,если они имеются в драгоценных камнях, и обратить внимание на То,
что камни должны быть извлечены раньше, чем предмета коснется огонь, чтобы не допустить их
дальнейшего разрушения или порчи.
  Профессия ювелира одна из древнейших на земле и,пожалуй, одна из наиболее популярных и
почитаемых. Технология ювелирного искусства оказалась очень консервативной,и благодаря этому
мало что изменилось за многие столетия в производстве ювелирных изделий. Людей всегда влекли
изящные украшения, и они, в благодарность за подаренную искусными мастерами красоту, ценили
не только прелесть украшений, но и самых талантливых из тех, кто их создавал. И делал свою
филигранную работу красиво. И продолжает делать.
  Бережливость, осторожность, предусмотрительность-вот, пожалуй, три основные качества,
которыми должен обладать ювелирный мастер.

    

     Восстановление украшений

  Этот вид деятельности ювелира, очень сложный и трудоемкий, представляет собой сугубо
индивидуальный процесс, основанный на ручном труде. Принимая во внимание различие и степень
сложности восстановительных работ, следует различать ремонт и реставрацию ювелирных изделий.
Реставрация по сложности и тонкости ювелирных операций на порядок выше ремонтных работ
(восстановление или замена отдельных деталей, накладных элементов конструкции или рисунка
относится к реставрации изделий); реставратором может быть не каждый ювелир.
  Определение степени дефекта и исправление того или иного украшения, поступающего в ремонт,
под силу мастеру высокой квалификации. При приемке поврежденного изделия в ремонт ювелир
обязан проверить соответствие его массы и комплектности с указателями на бирке (если таковая
имеется у заказчика) или установить их в присутствии обладателя украшения, а также ознакомить
его с перечнем необходимых восстановительных работ и их стоимостью.
  Заменяемые элементы должны быть изготовлены из того же сплава (той самой пробы), из
которого изготовлено украшение.
  Нештатные ситуации, когда ведение восстановительных работ невозможно по требуемой
технологии (например, изделия с декоративными покрытиями - золочением, эмалью, чернением и
другими - нельзя паять твердыми припоями, а возможны лишь мягкая пайка - свинцово-оловянными
припоями или ремонт методом заклепок), все отклонения от нормы согласовываются с клиентом.

 

       Ремонт и реставрация украшений без камней 

   Предварительные операции. До начала ремонта украшения, с целью сохранения его
первоначального товарного вида, необходимо произвести упреждающие операции.
  Чтобы сохранить блеск изделия, перед проведением работ, связанных с нагреванием, его нужно
поместить в емкость с борной кислотой и прокипятить. По достижению кипения процесс нагрева
следует прекратить.
  Кольца гладкие. Наиболее типичные работы: увеличение или уменьшение размера кольца (его

внутреннего диаметра), восстановление поврежденной поверхности и формы кольца .
  У в е л и ч е н и е производится двумя способами: растяжкой на ригеле(или другими
приспособлениями) и впаиванием вставки нужной величины. Легко растягиваются обручальные
кольца до 8 мм шириной, труднее при ширине кольца 10-12 мм,
а также кольца типа «печатка», «поясок» и другие.
 Технология операции: ювелир кольцемером или штангенциркулем замеряет диаметр кольца,
подлежащего растяжке, и определяет,на сколько его нужно увеличить. После обжигания в пламени
горелки и охлаждения кольцо одевают на ригель,установленный в станке растяжки с профильными
роликами. Ролик, соответствующий профилю кольца,вставляют в специальную прижимную рукоятку и
прижимают его левой рукой к кольцу, а правой вращают рукоятку, перемещая коль-цо медленно
вправо, то есть насаживая глубже на ригель.
  Добившись увеличения кольца до нужного размера,его отжигают, отбеливают, промывают,
протирают насухо и приступают к отделке, при которой с помощью напильника выравнивают торцы
кольца; неровности на внешней и внутренней поверхности кольца сглаживают шабером; после этого
кольцо шлифуют и полируют на войлочной шайбе с применением полировочной пасты, завершают
полировку на волосяной шайбе - кольцо сверкает; его промывают в мыльном растворе с
добавлением нашатырного спирта либо в ультразвуковой мойке, затем в теплой воде, просушивают,
протирают замшей и выдают заказчику.
  М е т о д  в с т а в к и состоит в следующем: кольцо распиливают, надевают на ригель и
деревянным или текстолитовым молотком насаживают и раздают по окружности до заданного
размера, затем заготавливают вставку нужной длины той же пробы,цвета, что и основное изделие,
и впаивают,предварительно прокипятив вставку и кольцо в борной кис-лоте для сохранения
глянца, а место пайки посыпают бурой,используется припой из того же сплава, что и изделие.
Далее - по технологическому циклу.
  У м е н ь ш е н и е кольца достигается механически или методом вырезания его части, без
которой кольцо обретет желаемый размер (укорочение вырезанием части шинки применяется для
толстостенных типов колец).
 Технология начальной и завершающей стадий та же. Уменьшение после отжига и охлаждения кольца
производится в конической анке специальными пуансонами требуемого диаметра.Кольцо помещают в
отверстие анки,конусно сужающейся, и, нанося молотком удары по пуансону, сжимают кольцо до
нужного размера.
 В ы р е з а н и е- аналогично процессу вставки, но после ‚распиливания и вырезания нужной
части из него, кольцо сжимают специальным приспособлением -- «девяткой», при обязательном
получении стыка торцов шинки,то есть обеспечении плотной фуги, соединение торцов спаивают,
также как при вставке.
  Восстановление поверхности и формы кольца. Со временем на кольцах появляются царапины,
вмятины или изгибы, овальность. Искажение формы колец до 8 мм шириной-выправляется на ригеле,
более широкие кольца выправляют с помощью молотка.
  Повреждения поверхности устраняются надфилем, а шабером восстанавливают профиль. Если в
кольце трещина или разрыв, применяют пайку.
 Все сопутствующие операции и доводка изделий - по технологическому циклу.
  Кольца ажурные.Присущий только ажурным кольцам дефект - повреждения узора, требующие

ремонта, а то и реставрации.
 После отжига выправляется поверхность ажурного кольца С помощью специальных оправок. После

выправления определяется,какая часть рисунка требует ремонта, какая - замены.
  Технология восстановления рисунка: можно восполнять узор,постепенно восстанавливая его
испорченный фрагмент мелкими деталями, а можно воспроизвести его на пластинке сплава той же
пробы, что само кольцо, и впаять ее, точно подогнав к рисунку, предварительно вырезав
поврежденную часть.
 Технология общепринятая.
 Серьги получают обычно следующие повреждения:протираются соединительные колечки; ломаются
крючки; истирается резьба на винтовых креплениях.
 Технология восстановления: протертое колечко заменяют новым; обломанный крючок спаивают в
месте облома или заменяют новым (копия целой сережки), обломок старого отрезают вместе с
основанием серьги, к которому он припаян;если истирается резьба гайки, ее отверстие
затягивают пуансоном со специальным бойком или запаивают совсем,затем засверливают по центру
после разметки и нарезают резьбу метчиком, диаметр и шаг которого соответствуют резьбе,
нарезанной на винтике замка; если резьба стерлась в стойке винта, нарезают соответствующей
леркой (плашкой) более тонкую резьбу (соответственно и в гайке) только что описанным способом
или заменяют стойку изготовленным аналогом.
 Соблюдается общепринятая технология.
 При пайке в процессе ремонта соединительного ушка на корпусе замка пружинку из него
вынимают, поскольку при нагреве она отпустится и потеряет упругость.
 Броши. Основные неисправности: отсоединение накладных художественных элементов; поломки в
замке.
 Отсоединившиеся накладки могут потеряться или деформироваться; деформированные исправляют
(если это возможно) или изготавливают заново и припаивают на основание броши в тех же местах,
где были прежние. В замках чаще всего ломается крючок или шарнир, на котором крепится
булавка; переломленный крючок заменяют дубликатом;вышедший из строя шарнир расштифтовывают,
освобождая булавку, и срезают с пластинки, к которой он припаян;на его место устанавливают
пайкой новый и заштифтовывают в нем булавку.
 Все процессы - по принятой технологии.
 Кулоны. Протираются соединительное и кулоное ушки.
 Соединительное ушко кулона имеет такие разновидности: простое овальное из проволоки;
фасонное в виде плоского художественного элемента, с тыльной стороны которого имеется
колечко, выполненное цельно с этим элементом или припаянное к нему - в любом случае ушко
жестко соединено с основанием кулона и является его продолжением.
 Виды ремонта простого ушка:
 протертое в одном месте, оно восстанавливается наплавлением припоя с последующим
отбеливанием и опилом в месте наплавки;
 при разрыве торцы ушка спаиваются встык или старое заменяется новым,на которое ставится
клеймо.
 Фасонное ушко ремонтируют также наплавкой и пайкой встык, но есть еще один метод:изношенное
ушко отрезают от художественного элемента, из проволоки нужного сечения изготавливают
трехсторонний гнутый профиль и припа-ивают его встык к тыльной стороне пластинчатого
украшения,который вместе с ней образует замкнутое кольцо соединительного фасонного ушка.  
  Цепочки.Наиболее часто в цепочках происходит разрыв звеньев и поломка замка.
  Восстановление разорванного звена производится пайкой встык с наложением припоя (как при
изготовлении новой цепочки).
 В шомпольных замках изнашивается (стирается), уменьшаясь в размере упор задвижки, что
приводит к самопроизвольному раскрыванию замка, разрыву направляющих задвижки в месте изгиба
в шпиц,а также протираются соединительные ушки.
 Упор запиливают под прямым углом и слегка расширяют направляющие,что делает запор снова
надежным. Перелом в шпицевом соединении направляющих устраняют пайкой.
 В шпрингельном замке чаще других компонентов приходит в негодность пружинка и также
протираются соединительные ушки.
 Пружинку, утратившую упругость, вынимают тонким крючком, а вместо нее в отожженный корпус
замка вставляют новую.


 Ремонт и реставрация украшений с камнями

Предварительные операции
 При паянии украшений со вставками необходимо определить материал конкретной вставки
и учесть в первую очередь такие его свойства, как термо- и химическую стойкость, спайность и
излом.Если материалу данной вставки противопоказан нагрев, вставку нужно раскрепить и вынуть
до пайки,а после окончания ремонта закрепить в оправе на своем месте. Повышенную осторожность
необходимо проявлять при ремонте украшений с хрупкими камнями, граненым стеклом и со
вставками, уже имеющими трещины.Раскрепляют вставку с помощью специального ювелирного ножа,
осторожно проводя острием между оправой и вставкой, при этом нож играет роль клина и отжимает
стенку оправы. Усилие нажима чутко реryлируют в зависимости от прочности и состояния вставки,
направляя его больше на оправу. Недопустимы перекос лезвия ножа или действие им как рычагом
для отбортовки оправы. Особенно трудно освободить вставку из оправы, пригнанной к вставке
дрюкером. Следует начинать движение острия из наиболее подходящего места, методично водя им
вокруг вставки и под оправой, пока рант ее царги не отодвинется настолько, чтобы можно было
вынуть вставку. В случае если оправа массивная, толстостенная, ее придется распилить в одном
месте или вдвух противоположных, а после ремонта запаять распилы и зачистить. Крапановые и
корнеровые оправы раскрепляют флахштихелем, которым последовательно отводят в стороны крапаны
или корнеры, оттесняя их от вставки. Для вытеснения совсем мелких камней используют штифт с
диаметром камешка, которым и выдавливают его из оправы.
 
  Ремонт колец
 Виды восстановительных работ:
 — увеличение или уменьшение размера кольца;
 — пайка в местах трещин, разломов, разрывов;
 — реставрация поврежденных рисунков и оправ.
 Чаще всего в ремонт поступают кольца с крапановыми оправами (впаянными или цельнолитыми), из
которых выпадают камни.
 Восстановление впаянных оправ.Обычно это напайка отдельных крапанов, реставрация оправы. 
Замена оправы неиз6ежНа в случае утери камня или замене на камень иной формы и размера. 
Непосредственно ремонт изделия предваряется его отжигом. После этого крапаны подгоняются или
исправляются специальными инструментами, на закрепленном в тисках кольце.
 Для напайки изношенных или обломанных крапанов используют материал той же пробы, что и сплав
изделия. После пайки крапаны спиливают по форме крапанов ремонтируемой оправы и подгоняют по
рундистy камня. Внутри каста по разметке после отжита припаивают упоры из того же сплава.
Украшение отбеливают окончательно обрабатывают новые и подгоняют все крапаны, после чего
вставляют и закрепляют камень. Доводка кольца - по известной технологии.   Реставрация
крапановой оправы состоит в замене всех крапанов. Спиливают верхнюю часть оправы под
основание крапанов, вместо нее напаивают ободок из ленты идентичного сплава и толщины
(полукаст), размечают крапаны,вырезают их и опиливают, а затем подгоняют по камню; места
пайки шабрят; кольцо отбеливают, окончательно доводят и закрепляют камень в реставрированной
оправе.
 При замене оправы старую выпиливают лобзиком в местах пайки с шинкой. Новую изготавливают,
следуя известной технологии, по конструкции, предусмотренной заказчиком. При впаивании новой
оправы в кольцо возможно изменение конфиryрации шинки (разветвление ее, придаток накладных
узорчатых и других элементов) — по желанию клиента. Перед монтировкой вновь изготовленной
оправы шинку отжигают, а после закрепления ее на кольце завершают единый технологический
процесс.
 В о с с т а н о в л е н и е  ц е л ь н о л и т ы х  о п р а в. Основными видами ремонта
колец с такими оправами являются также напайка крапанов и подпайка упоров для предотвращения
западания камня внутрь кольца.
 Даже в новых кольцах, в которых целы все крапаны (не обломаны, не изношены), камни иногда
западают, что делает необходимой подпайку упоров .
 Технология ремонта та же.
 
  Ремонт серег
 Основные дефекты, которые устраняются при ремонте, - это изнашиваемость оправ, чаще
крапановых, и поломки замков (типа «патент», «слезка» и других). Замки в виде крючков
исправляют аналогично серьгам без камней.В замках типа «патент» чаще всего ломаются стойки на
изгибах, в верхней части - особенно в месте выемки-фиксатора в кончике стойки. Обычно
отломанную часть припаивают и зачищают место пайки. Иногда необходима замена поистершейся
стойки. Если облом в месте выемки, то конец стойки у облома вытягивают ковкой и напаивают
кусочек сплава, соответствующий по пробе и профилю основе, подгоняют по месту входа в
подвижную застежку и запиливают новую выемку-фиксатор.
 При обломе в нижней части изгиба стойки застежку расштифтовывают,заменяют нижнюю стойку и в
новой просверливают отверстие под штифт для соединения с застежкой по отверстиям в ее
раздвоенном окончании.
 Доводят серьги по принятой технологии.

 Броши. Ремонт производится аналогично восстановлению колец и серег. Броши со вставками,
которым противопоказан нагрев, раскрепляют, а после пайки вставки возвращают на свое место.

 Кулоны. При ремонте оправ в кулонах применяется та же технология, что и в кольцах, серьгах и
брошах с камнями, отделка и доводка осуществляется по принятой технологии. Час-то ремонтируют
и ушко кулона, являющееся его продолжением, в которое продевается шейная цепочка, а то и
припаивают новое, отрезав остатки старого. Перед восстановительным процессом, зачастую
включающим пайку и возможную раскрепку вставки, обязательно также изучают ее свойства.


  

ОЧИСТКА УЛЬТРАЗВУКОМ

Поверхность ювелирных изделий и прочих мелких частей очищают на ультразвуковой установке.
Ультразвуковой метод-это процесс очистки, который существенно ускоряет и улучшает качество
шлифовки, особенно в труднодоступных местах. Поверхность предмета очищается под воздействием
кавитации(создание пустот также высвобождение поглощенного водой воздуха),которая достигается
ультразвуковым колебанием жидкости. В качестве жидкости для очистки могут быте использованы
трихлорэтилен,спирт, поверхностно-активные вещества и др.
   Ультразвуковая очищающая установка состоит из металлических ящиков в форме стола размером
87Х 55Х40 см. В них находятся   ванночки размером 24x20 см и глубиной 28 см. В одной ванне на
дне расположен вызывающий ультразвук пьезо-электрический кристалл, в другую ванну наливают
жидкость для промывки изделия. На дне ящика установлен генератор высокой частоты, который
питает ультразвуковой преобразователь - пьезоэлектрический кристалл.
 Рабочий процесс протекает следующим образом: после заполнения емкости с преобразователем
очищающей жидкостью частоту (колебания) генератора настраивают так, чтобы поверхность
очищающей жидкости волновалась как можно больше. В место наибольшего волнения -наивысшей
интенсивности (силы) ультразвука -- погружа
ют подлежащий очистке предмет.













Авт.сост.Ухин С.В.